Previous Entry | Next Entry

Утром, во время приема душа, взгляд зацепился за чужеродную надпись на бутылке. Иранский шампунь почему-то назывался Ivan. Подумалось, что часы и шампуни производит одна фирма.
Во всех иранских отелях завтрак включен в стоимость и, обычно, состоит из лаваша, козьего сыра, масла, яйца и чая. Но в нашем Talar Hotel Shiraz был шведский стол с разнообразной пищей и возможностью добавки. Этим утром мы окончательно простили нашему таксисту «студенческую» столовую.
Оставив вещи в камере хранения при отеле, мы сдали номер и пошли гулять по городу. При свете дня все было значительно веселее и живописней. Первой на нашем пути попалась Крепость Карим-хана, которая, на самом деле, полноценной крепостью никогда не была, а последние тридцать лет на ее территории располагается музей. Наверное, строители стены об этом знали заранее и особенно не старались. От этой безалаберности фундамент не выдержал, и одна из угловых башен покосилась, портя нервы редким фотографам, пытающимся исправить заваленный горизонт.

Хочется остановиться на особенностях перехода иранских дорог – их можно переходить всегда и везде. Переход по пешеходному переходу абсолютно не обеспечивает вашей безопасности, даже оказавшись на тротуаре нельзя расслабляться, чтоб не попасть под колеса несущегося на всей скорости мотоцикла. Уже скрывшись под сводами огромного и многолюдного базара Вакиль, нам приходилось время от времени отскакивать к стене, уступая дорогу безумцам на двухколесных железных конях. Голова кружилась от запаха специй, аромата парфюмов и масел, блеска медной посуды и рокота многих тысяч голосов торговцев и покупателей. Тут можно было купить абсолютно все, от дорогущего персидского ковра до крохотного наперстка китайской работы.

Переплетения торговых улиц базара привели нас к первой мечети, которая называлась Масджид-е Вакиль. Всего за 150 000 риалов с человека мы посмотрели на право - и увидели ремонт и склад строительных материалов, а слева - побродили в полумраке среди сорока восьми древних витых колонн.

Посетили огромную мечеть-мавзолей Шах-Черах. Вход был свободный, но забирали абсолютно все вещи и фотоаппараты, только мобильный телефон можно было пронести незаметно. «Шах-Черах», в переводе с персидского, означает «князь света» и не зря - снаружи мечеть выглядит абсолютно обычно, а внутри все стены и купол выложены зеркальной мозаикой, драгоценностями и серебряными пластинами. Зрелище просто волшебное, а впечатление на столько сильное, что, при выходе из мечети, можно даже не заметить пейзаж в стиле «Гаити после урагана». Хотя, на самом деле, такие картины не типичны для иранских улиц.

В какой-то момент к нам подошел иранец с дивным именем Арман и предложил провести экскурсию по городу, ради практики в общении на русском языке. Но мы отказались. Хотя потом пожалели о своем решении, видя, какой иранцы отзывчивый и открытый народ.
С полудня и до трех часов все музеи, достопримечательности и мечети закрывались и мы пошли гулять по городу в направлении ботанического сада.

Увидели богатые кварталы, пообедали в неприметной забегаловке с самообслуживанием. За 54 000 риалов (меньше двух долларов) я съел два кебаба с лавашом и выпил два айрана, который в Иране называется дуг (очередной привет вчерашнему таксисту!).
Самыми яркими впечатлениями от посещения ботанического сада стали централизованный мылопровод в общественном туалете и то, что шербет – это не мороженое, а сладкий холодный напиток с вкусом розы и плавающими в нем семенами.

Можно еще посмотреть на небольшой дворец и пару фонтанов или, уподобившись коренным ширазцам, устроить на полянке пикник.

Больше всего в Ширазе мы хотели посмотреть удивительную мечеть Насир Аль-Мульк или Розовую мечеть - лучи света проникают сквозь витражи и преображают внутреннее пространство. До обеда мы в нее не успели, а по поводу нашего посещения после перерыва очень хорошо и правильно сказал Данила: «На первой фото она выглядит, если ты молодец, и пришел утром. На второй - если ты пролетел 4000 км и пришел, как дурак, во второй половине дня.».

10374457_10152799027598498_1581636724077324724_n

10603600_10152799028318498_8390278634855917826_n

В расстроенных чувствах мы вернулись в центр города и зашли в непримечательный подвальчик, оказавшийся шикарным рестораном. Ужинать было рано и мы заказали чай. Сервировка стола и множество закусок для трех чашек чая поражала.

Каждый официант хотел нам угодить, но понимал тоже каждый по своему. Под конец чаепития даже принесли три супа, как оказалось после длительного разбирательства – комплимент от заведения. Но один официант подумал, что мы отказались, и унес суп обратно на кухню. Так что язык жестов при заказе блюд не очень помогает, благо слова «чай» и «шашлык» на русском и фарси звучат одинаково. Все заседание нам обошлось в целых три доллара.
Вернувшись в отель мы забрали вещи и сели на рисепшн. Wi-Fi был бесплатным, но ни одна из социальных сетей не была доступна. Только приложение Foursquare давало возможность отчитаться о своем местоположении, но и его, со слов администратора, собирались заблокировать в течение месяца.
Попросили порекомендовать нам национальный ресторан для ужина. Незамедлительно менеджер вызвал такси, которое потом битый час возило нас по городу, показывая разнообразные пиццерии и кафе. Мы б уже готовы были согласиться, но ушлый водитель предварительно забегал в заведение и оговаривал свои чаевые, что доводило нас до бешенства. В итоге мы сделали вид, что согласны, вышли и поймали другую машину в центр, где благополучно приземлились в найденном ранее ресторане. Вспоминалась поговорка «От добра добра не ищут», да и за не съеденный суп мы чувствовали себя виноватыми. Всего через сорок минут жестикуляции и недопонимания наш стол ломился от еды, а основным блюдом был суп «фесендиса» - смесь мяса, шелковичного варенья, бульона и орехов.
В замечательном ресторане должно быть замечательно все, даже туалет – он был общим, а на кабинках отсутствовали защелки и ручки изнутри. Очень страшно было зайти в туалет, дернуть дверь и застать иранскую женщину в позе орла.
Было уже 11 вечера и пора ехать на автовокзал. Мы стали ловить такси. Машин, как на зло, не было. А единственная пара водителей, режущихся в нарды, не захотела прерывать игру и заломила цену в 200 000 риалов. Выручили два парня, которые под музыку Чайковского и абсолютно бесплатно домчали нас чуть не под самую дверь автобуса. Правда автобус оказался не наш. Наш отправлялся почти через час, а добрый билетер на автовокзале написал нам время отправления арабскими цифрами на 40 минут раньше, чтоб дорогие туристы не опоздали на рейс.
Появилось время посидеть на лавочке, переодеть свежие носки перед ночью в автобусе. Я даже сходил в автовокзальный туалет, но забыл о местной специфике и получил неоценимый опыт подмывания шлангом. (А как потом попу сушат, а?).
Наш автобус был шикарным. Широкие сидения в три ряда, почти полностью раскладывающиеся, выдвигающаяся подножка. Бортпроводники так переживали за комфорт пассажиров в дороге, что даже заставили всех пристегнуться ремнями. Спать было удобно, но немного потряхивало, то ли от сомнительного качества дороги, то ли от того, что сидел я над колесом. И да – в автобусе кормили.